Шаг 2.3 Учет материальных ценностей

2.3 Учет материальных ценностей предприятия
Учет материалов

2.3.1 Учет поступления материалов и списания их в производство.

Каждая семья в течение своей жизни обрастает разного рода материальными ценностями - это и дорогие предметы - такие как квартира, машина (добавьте сами что-нибудь в этот список), и предметы подешевле – мебель, техника, и предметы совсем дешевые- книги, посуда и т.д.

Естественно, что каждая компания так же, как и каждая семья, должна иметь материальные ценности. Это ценности дорогие, и которые долго служат – так называемые Основные Средства – например: здания, автомобили и т.д. Это ценности подешевле (до 20 000 рублей) – так называемые Малоценные Предметы. Это и те предметы, которые предприятие покупает для перепродажи - Товары.
И, наконец, те предметы, которые предприятие покупает для того, чтобы из них произвести какую-то продукцию - Материалы.

Про Основные Средства, Малоценные Предметы и Товары мы поговорим позже, а в этой главе рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражаются Материалы.


Материалами являются вещества, из которых в процессе производства получается продукция. Жизненный цикл материалов состоит из следующих этапов:

-Поступление на предприятие;
-Отпуск в производство;
-Возврат из производства в виде конечной продукции.

Т.о. материалы целиком расходуются в цикле производства продукции, тем самым, стоимость материалов включается в стоимость продукции. Говоря бухгалтерским языком - стоимость материалов списывается на производство.

Учет материалов ведется на активном счете 10 «Материалы», на соответствующих субсчетах: сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие, тара, запасные части и т.д., в зависимости от того, с какими именно материалами предприятие имеет дело.

Все приобретенные предприятием материалы оцениваются в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости, которая складывается из затрат на приобретение без Налога на Добавленную Стоимость (НДС), включая транспортные и другие расходы по доставке.

Про НДС мы будем разговаривать отдельно, когда дойдем до налогов. А сейчас только определимся, что если мы купили какие-то материалы (например, сахар) по цене 16,50 рублей, то эта цена разбивается на две части 15рублей – стоимость сахара без НДС и 1,50 – сумма НДС. Для сахара НДС -10% (15руб.*10%=1,50руб.). Так вот, в бухгалтерском учете на 10-м счете сахар учитывается по стоимости 15 рублей. А сумма НДС учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Еще одно «лирическое» отступление об НДС. Часто так бывает, что нам известна сумма материалов, или товаров, или продукции (неважно, чего именно) с НДС. И нам нужно узнать, чему равна сумма без НДС и чему равен сам НДС. Как это сделать?

До 2004 года ставка НДС бала равна 20%. Сейчас у нас есть две ставки НДС. По основным видам продукции, материалов и т.д. 18%, и льготная (по некоторым продуктам питания и детским товарам) 10%.

Предположим, что мы знаем сумму 100 000руб. с НДС. Чтобы найти сумму без НДС, делим 100 000 на 1,2 для ставки 20%, на 1,18 для ставки 18% и на 1,1 для ставки 10%.

1. 100 000руб./1,2= 83 333,33руб.- сумма без НДС, а сам НДС равен 83 333,33*20%=16 666,67руб.
2. 100 000руб./1,18= 84 745,76руб.- сумма без НДС, а сам НДС равен 84 745,76*18%=15 254,24руб.
3. 100 000руб./1,1= 90 909,09руб.- сумма без НДС, а сам НДС равен 90 909,09*10%=9 090,91руб.
Таким образом, зная сумму с НДС и ставку НДС, вы всегда можете найти сумму без НДС и сам НДС.
Продолжим о материалах.

Материалы на предприятие поступают от поставщиков. При этом поставщик предоставляет товаротранспортную накладную и счет-фактуру. Позже мы подробно ознакомимся, как эти документы заполняются. Если поставщик – не юридическое, а физическое лицо, то вместо товаротранспортной накладной и счет – фактуры выписывается акт на приобретение товарно-материальных ценностей у физического лица.

Материалы поступают на склад. Кладовщик должен удостовериться в полном соответствии ассортимента, количества и по возможности качества фактически поступивших материалов данным, отраженным в сопроводительных документах. Если кладовщик заметил какое- либо несоответствие, то составляет сразу акт приемки-передачи с указанием несоответствия в двух экземплярах. Акт подписывается передающей и принимающей сторонами. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии предприятия, другой экземпляр передается поставщику.

Со склада материалы отпускаются в производство. При этом кладовщик выписывает накладную на отпуск материалов со склада.
Отпуск материалов со склада в производство также необходимо производить по фактической себестоимости. Что это означает? Посмотрим на примере.

Например, мы купили 10кг сахара по 15рублей без НДС. Предположим, для простоты, что транспортные затраты уже включены в эту цену. Таким образом, 15 руб.- фактическая себестоимость одного килограмма сахара.


При списании сахара в производство мы должны также использовать фактическую себестоимость 15 руб. Однако, это тот случай, когда легче сказать, чем сделать. На практике, мы могли получить 10кг. Сахара по 15 руб. от одного поставщика, 20 кг сахара по 15,50руб. от второго и 25 кг сахара по 15,70руб. от третьего.

В данном случае, если нам нужно списать в производство 30 кг сахара, сразу и не понятно, какая у сахара фактическая себестоимость. Существует три метода по определению фактической себестоимости материалов при отпуске со склада.

-Метод ФИФО

-Метод ЛИФО

-Средняя себестоимость

Метод ФИФО заключается в списании материалов на издержки обращения по фактической себестоимости в хронологическом порядке. Это означает, что сначала списываются материалы, которые первые поступили на склад, затем вторые и т.д.

Метод ЛИФО основан на списании материалов на издержки обращения по фактической себестоимости в порядке, обратном хронологическому. Это означает, что сначала списываются материалы, которые последние поступили на склад, затем предпоследние и т.д.

С 2008 г. метод ЛИФО в бухгалтерском учете не применяется.

Если товаров много и ассортимент их большой, то удобнее всего пользоваться методом Средняя себестоимость (средней цены). Это наиболее популярный метод и заключается в следующем:

Остаток материала (например, сахара) на начало периода 100кг по 15 рублей на сумму 100кг*15руб=1500руб.

Поступило в отчетном месяце 50кг по 16 руб. на сумму 50*16=800руб. и 120кг по 14руб. на сумму 120*14=1680руб.

В отчетном месяце отпущено в производство 190кг.
Осталось на конец месяца на складе 80кг.

Рассчитаем среднюю себестоимость одного килограмма сахара, по которой будем списывать сахар в производство.

(100*15)+(50*16)+(120*14) = 3980 = 14,74
100+50+120 270

Таким образом, будет списано на издержки 190кг*14,74руб.=2800,60руб.

Как вы видите, расчет по данному методу списания соответствует названию «По среднему».

Если вы хотите полностью освоить учет материальных ценностей, запишитесь на тренинг.


Здесь можно записаться на тренинг

Вернуться к программе тренинга

На главную страницу

Напишите мне

Используются технологии uCoz