2.1 Учет денежных средств

2.1.1 Учет кассовых операций.

Все предприятия имеют дело с наличными деньгами. Для расчетов наличными деньгами необходимо иметь кассу предприятия и вести кассовую книгу. Предположим, у вас торговая компания. Тогда ежедневно в кассу предприятия поступают наличные средства. Из кассы выдается заработная плата сотрудникам. Эти и другие операции отражаются в кассовой книге.

При небольшом количестве денежных операций обязанности кассира может совмещать бухгалтер.

Однако порядок такой, что деньги, полученные в кассу, необходимо сдавать в банк на расчетный счет. В кассе может оставаться некоторая сумма, которая называется - лимит остатка наличных денег в кассе. Лимит этот устанавливается банком, в котором у предприятия открыт расчетный счет. Размер его зависит от рода деятельности предприятия.

Предположим, что у предприятия лимит остатка равен нулю. Это означает, что все полученные в кассу деньги должны быть сданы в банк в конце дня.

Возникает вопрос - Где же тогда взять деньги на зарплату и другие нужды предприятия? Для этого заполняется чековая книжка, и по чеку деньги с расчетного счета снимаются в кассу предприятия. Необходимо отметить, что использовать денежные средства можно только на те цели, которые указаны в чеке.

Банк регулярно проводит проверки кассовой дисциплины. Не нужно этого бояться. Главное - не хранить в кассе деньги сверх установленного лимита и использовать их по назначению.

Кроме того, что банк устанавливает лимит остатка, он еще может дать разрешение на выдачу зарплаты и другие нужды из выручки. В этом случае не нужно будет каждый раз снимать деньги с расчетного счета.

Главное условие для получения такого разрешения - ежедневные поступления выручки от продаж в кассу предприятия.


Все операции по кассе ведутся на активном счете 50 «Касса».

Маленькое отступление: Совет на все случаи бухгалтерской жизни. Если вам нужно отразить какую-то операцию в бухгалтерском учете, но вы не уверены, что проводки, которые вы придумали для отражения данной операции, правильные, расчертите все счета, как это показано в структуре выше и отразите все суммы по дебету и кредиту, которые есть в ваших проводках. Тогда вы увидите, травильную проводку вы придумали или нет.

А пока вы только изучаете, как делать проводки, рекомендую вам во время изучения материалов тренинга на отдельном листочке рисовать схемы счетов для всех примеров, которые встречаются в материале. Этот акт творчества значительно улучшит ваше понимание экономической сути той или иной проводки.

Продолжим изучение работы с денежными средствами.

Прием наличных денежных средств от покупателей должен производиться только с применением кассового аппарата. Кассир обязан пробивать чек на каждую покупку. Причем ни квитанции, ни счета, ни другие документы не могут заменить кассовый чек. Установкой кассового аппарата занимаются специальные фирмы, они же и продают кассовые аппараты. Такие фирмы есть в любом городе.

Если это предприятие розничной торговли, то достаточно одного чека. Если же это предприятие оптовой торговли, то к чеку должен быть еще выписан приходный кассовый ордер. Он состоит из двух частей.

Одна часть приходного ордера остается у предприятия, а другая часть- квитанция к приходному кассовому ордеру - заверяется печатью предприятия и передается тому, кто внес деньги. Нумерация приходных ордеров ведется по порядку, начиная с 01 января, или со дня организации предприятия и до конца года.


В отдельном файле приведен пример заполнения Приходного Кассового Ордера.


В графе «Корреспондирующий счет» пишется кредитуемый в данной операции счет, т.е. оформляется бухгалтерская проводка. В данном случае получилась проводка
Дебет 50/Кредит 62 – поступление денежных средств в кассу от покупателя. Каждый покупатель в бухгалтерском учете имеет свой код , так называемый «код аналитического учета». В приходном ордере ставим «код аналитического учета» 0006.

В графе «Основание» указывается источник приходования денег в кассу, т.е. формулируется содержание операции (поступление денег из банка, за проданную продукцию и т.д.)

В графе «Приложение» указывается наименование первичного документа, который послужил основанием для выписки приходного ордера (авансовые отчеты, счет – фактуры, договора и другие).

Как видите, заполнение приходного ордера абсолютно не сложно, только требует внимательности.

Расход денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером, либо расчетно-платежной ведомостью. Если деньги получает подотчетное лицо или представитель другой организации, то при выдаче денег выписывается расходный кассовый ордер. Если выдается зарплата работникам, то оформляется расчетно-платежная ведомость на выдачу зарплаты.


Документ на выдачу денег подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и кассиром, а также лицом, получившим денежные средства.

В отдельном файле приведен пример заполнения Расходного Кассового Ордера.

В графе «Корреспондирующий счет» пишется дебетуемый в данной операции счет, т.е. оформляется бухгалтерская проводка. В данном случае получилась проводка
Дебет 71/Кредит 50 – выдача денежных средств из кассы подотчетному лицу. Каждый подотчетник в бухгалтерском учете имеет свой код. В расходном ордере ставим «код аналитического учета» 0003.

В графе «Основание» указывается причина расходования денег из кассы, т.е. формулируется содержание операции (выбытие денег в банк для зачисления на расчетный счет, выдача денег в подотчет, выдача зарплаты и т.д.)

В графе «Приложение» указывается наименование первичного документа, который послужил основанием для выписки расходного ордера (авансовые отчеты, счет – фактуры, договора и другие).

Как видите, заполнение расходного ордера также не сложно.

Расчетно-платежные ведомости используются при выдаче зарплаты сотрудникам.
В ведомости указываются фамилии сотрудников, суммы и подписи всех, получивших зарплату. Внизу кассир подсчитывает сумму выданных денег и расписывается.

Нужно учитывать, что во всех кассовых документах нельзя вносить исправления. В случае, если кассир ошибся, необходимо выписать новый документ, а старый уничтожить.

Все операции по движению наличных денежных средств должны учитываться в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и заверена печатью предприятия и подписями главного бухгалтера и директора. Допускается ведение кассовой книги в электронном виде, но в таком случае по окончании месяца необходимо распечатать, пронумеровать и прошнуровать кассовую книгу. А также заверить.

В кассовой книге также не допускаются исправления, но если вести ее в бухгалтерской программе, то все, конечно же, упрощается, вы можете все исправить, прежде чем распечатывать.

В отдельном файле приведен пример Кассовой Книги.

Запись в кассовую книгу делается одновременно с выпиской приходного или расходного ордера. В конце дня кассир выводит остаток по кассе.

Необходимо помнить, что при расчетах наличными между юридическими лицами существует установленный предельный размер. Иногда он меняется и на сегодняшний день составляет 100 000 по одному договору. Это означает, что если вам необходимо заплатить другому предприятию 150 000 руб., то вам необходимо заключить с ним два договора – один - на 100 000 и другой на 50 000.


Основные проводки с использованием счета 50 «касса»
Содержание операции Документ Дебет Кредит
Получено из банка на зарплату, хознужды, командировки Приходный ордер 50 51
Возврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу Приходный ордер 50
71
Получено в кассу от покупателя продукции (работ, услуг) П/О 50 62
Выдано в подотчет на командировки и т.д. Расходный ордер 71 50
Сдана выручка в банк Расходный ордер 51 50
Выдана зарплата из кассы Расходный ордер 70 50

Определить, кокой проводкой нужно оформить ту или иную операцию, связанную с кассой, совсем не сложно. Если деньги поступили в кассу, значит, это дебет счета 50 и, соответственно, кредит корреспондирующего счета. И наоборот, если деньги выданы из кассы, то это кредит счета 50 и дебет корреспондирующего счета.

2.1.2Учет операций по расчетному счету.

Подавляющее большинство расчетов между предприятиями производится безналичным путем, т.е. посредством перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Данные расчеты осуществляются через банки при наличии в них расчетных и текущих счетов.

- Расчетный счет является основным счетом предприятия, на котором производится большинство денежных операций - перечисления поставщикам, зачисление от покупателей и прочие операции.

- Текущие счета предназначены для нестандартных операций. К текущим счетам относятся: валютные, транзитные, ссудные и другие. По мере необходимости вы сможете узнать подробнее о них.

Предприятие имеет право открыть расчетный счет в любом понравившемся банке. Обычно выбирают тат банк, который считают более надежным.

Чтобы открыть счет в банке, нужно подойти в кабинет, где сидят экономисты, в зале для юридических лиц и попросить пакет документов для открытия расчетного счета. Вам дадут форму заявления и полный список документов, которые нужно предоставить. Если вы скажете экономисту, что вы первый раз в жизни открываете расчетный счет, вам расскажут все более подробно.

Валютные и другие счета открываются аналогично.

Если вы хотите полностью освоить учет денежных средств, запишитесь на трениг.


Здесь можно записаться на тренинг

Вернуться к программе тренинга

На главную страницу

Напишите мне

Используются технологии uCoz